Электронная виртуальная реальность.
Страница 2

Визуализация электронного текста — это прежде всего сопровождение текста гиперссылками. Здесь опять же нуж­но указать на то, что по смыслу гиперссылка в тексте не нова, а гипертекст — это структура энциклопедии или же обык­новенная книга со ссылками на другие тексты.

Гипертекст в художественной литературе — это насыщение текста аллю­зиями, примеры — тексты X. Борхеса, В. Пелевина и т.д.

Главной характерной чертой гипертекста, является отсутствие непрерыв­ности, прыжок — неожиданное перемещение позиции пользователя в тексте. Иначе говоря, специфика языка электронной виртуальной реальности заключается в по­явлении иероглифических элементов, в возможности де­лать включения гиперссылок (и использовать их) в режи­ме реального времени, а также в общедоступности данно­го процесса. Сама же структура электронной виртуальной реальности, имея феноменологические корни в искусст­ве, в некоторой степени идентична ему.

Современные исследования по виртуалистике под­тверждают онтологическую идентичность в появлении виртуальной среды и в процессе творчества в искусстве. Эта идентичность обусловлена стремлением личности вырваться за рамки данности, а также стремлением быть если не творцом, то хотя бы сопричастным творчеству.

Искусство создает новую реальность, воображаемую, виртуальную. И для исследователя философии и социо­логии среды Интернет возможность такой апелляции служит подспорьем. Однако необходимо разделять признаки виртуальности искусства и виртуальности электронной. Разделение таких признаков поможет выделить феноме­нологическую структуру виртуальной реальности.

Современные исследователи виртуалистики находят­ся в таком же положении, в каком находились исследователи начала XX в. по отношению к фотографии, кинема­тографу и прочим новшествам, являвшимся на тот момент современной виртуальной реальностью. Однако выдвину­тые в «Манифесте виртуалистики» основные положения построены на постнеклассическом мировоззрении. В ма­нифесте говорится: «Виртуальная реальность, независимо от ее '"природы" (физическая, психологическая, соци­альная, биологическая, техническая и проч.), имеет сле­дующие свойства: порожденность, актуальность, автоном­ность, интерактивность.

Порожденность. Виртуальная реальность продуциру­ется активностью какой-либо другой реальности, внешней по отношению к ней.

Актуальность. Виртуальная реальность существует ак­туально, только "здесь и теперь", только пока активна по­рождающая реальность.

Автономность. В виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования (в каждой виртуаль­ной реальности своя "природа").

Интерактивность. Виртуальная реальность может взаи­модействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них».

Обращаясь к исследованиям первой половины XX в., направленным на артефакты виртуалистики, возникав­шие в то время, а именно к работам «Человек и машина» Н. Бердяева и «Произведение искусства в эпоху его тех­нической воспроизводимости» Вальтера Беньямина, по­пытаемся выявить характеристики электронной виртуаль­ной реальности, основываясь на выводах, сделанных эти­ми учеными при социогуманитарном анализе продуциру­ющих новую реальность технических средств.

Воспроизводимость искусства заложено в саму его природу. То что создает человек, всегда может быть воссоздано другим человеком. И в наш век, с развитием техники это лишь усилилось. И если Леонардо да Винчи писал о том, что музыка проигрывает живописи, поскольку после испол­нения исчезает, а картины остаются на века, то сегодня человек может воспроизводить подлинное произведение сколько угодно раз, и даже делать в нем паузы, повторять, дослушать произведение позже. И это в некой степени обесценивает подлинник. Но ведь само искусство несет в себе цель репродукции окружающего мира. Следовательно, репро­дукция с помощью технических средств представляет со­бой вторичную подмену (первичная задается художником, создающим виртуальную реальность на полотне, вторич­ная — техническими средствами, создающими вторичную виртуальную реальность полотна).

И если согласиться с тезисом, что технические средства развиваются в соответствии с социально-экономическими запросами общества, то подмена подлинника репродукци­ей с помощью того или иного средства — следствие соци­ально-экономических вызовов эпохи. Целеполагание такой подмены не зависит от вида технических средств и онтоло­гически подмена реальности всегда идентична. Однако с изменением средств передачи подмены изменяются и не­которые ее характеристики. Так например вовлечение человека в мир литературного произведение и компьютерной игры ничем не различаются. Структура вовлечения в обоих примерах оди­накова. НО отличия всё таки обнаруживаются, в восприятии: Действительность раскрывающаяся в исскустве носит символический и отображает идейны мир, а техника же воссоздает действительность лишенную символики, в ней отображен мир непосредственно. В качестве примера можно рассмотреть театр и кинематограф. Интраполируя это сравнение на современные условия, подчеркнем, что, электронная виртуальная реальность представлена здесь и сейчас. И это, очевидно, основной крите­рий определения и отличия виртуальной реальности, со­здаваемой мультимедийными средствами, в сравнении с другими виртуальными реальностями. Реальность искус­ства символична, реальность мультимедиа знакова.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...