Эпоха Возрождения формирует особый антропоцентричный тип мировоззрения на почве нового синтеза двух культурных традиций — греко-римского и иудейсько-христианского. Если считать, что известный российский философ Г.
Флоровский прав, определяя процесс формирования средневековой культуры как "возцерковление эллинизма", то, придерживаясь его логики, можно условно определить становление ренесансной культуры как эллинизацию христианства. Встреча духовного опыта средневековья с классической античностью выдвигает гуманистический идеал человека: социально ориентированного, деятельного, с развитым самосознанием и наблюдательностью, морально совершенного, всесторонне образованного и физически развитого.Гуманисты делают акцент на социализацию человека, покладая надежду на всестороннее образование, воспитание и самовоспитание. Поражает огромное количество педагогических произведений на эту тему. На почве гуманистической педагогики и психологии позже формируется светская философская антропология, какая чаще всего приобретает формы пролегомен. Этот педагогический пафос обуслолен, прежде всего, качественными изменениями в обществе, отобразившихся в характере мировоззрения, в частности в особенности понимании свободы и необходимости. Именно образ Фортуны отображает возрастающий процесс отчуждения человека, зависимость его от случая. Рассуждение о Фортуне — общее место во всех гуманистических произведениях. Фортуна (её представляют женщиной) является лицемерной, опасной, коварной; она не только враждебна к человеку, но она является покушением на суверенитет самого христианского Бога. Спастись от неё можно или ценой доброчесности или побегом. Чтобы победить Фортуну, нужен действовать по примеру самой же Фортуны — не разумно взвешенным, но смелым и бурным натиском. Следовательно, достоинство и самоутверждение — основы свободы. Показательно, что сама идея о свободной творческой инициативе легла в основу учения о достоинстве и высоком прредназначении человека. В европейському рационализме, начиная с 17 столетия, представления о свободе приобретают императивный, а точнее нормативный характер. Да, спинозовское определение свободы как осознанной необходимости логично вытекало из присуй рационалистам уверенности в том, "что порядок идей в разуме" строго отвечает "порядку вещей в природе" и наоборот.
Смотрите также
Русская философия первой половины XX столетия
Богдан Александрович Кистяковский
(1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...