через их свойства; во-вторых, поскольку знание общей картины взаимосвязи и взаимодействия явлений далеко недостаточно, оно стремится к раскрытию конкретного содержания, конкретного взаимодействия, конкретного единства, в-третьих, при раскрытии содержания конкретного взаимодействия обнаруживается, что последнее есть не что иное, как взаимопревращение противоположностей, изменение, развитие.
Взаимодействующие явления всегда составляют некую систему - в конечном итоге безграничную и бесконечную действительность, внутри которой противоположности, взаимно превращаясь друг в друга, обеспечивают ее развитие, обогащение.3. Взаимопревращение сущности и явления
Сущность в своем существовании есть действительность,
или, как говорит Гегель, действительность есть единство сущности и существования. Познание предмета как целого возможно, как уже отмечалось, при одном условии, если оно не останавливается на самостоятельном анализе каждой из противоположностей единства, а идет дальше, восходит к их синтезу.
Раздвоение единства и самостоятельный анализ сущности,
а затем и явления
есть движение мысли в отрицательном по отношению к исходному направлении, а их синтез
есть движение мысли в противоположном, положительном направления, есть процесс восстановления их единства на высшей основе.
Вместе с тем анализ показывает, что ни сущность, ни явление сами по себе не есть целое,
а есть его стороны или части. Только их диалектический синтез (но не сумма) дает целое в его полноте. Это значит, что, во-первых, действительность выше, чем бытие и чем существование; во-вторых, она есть цельность, совокупность, точнее сказать, синтез своих моментов, потому и богаче, выше, конкретнее.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что сам этот синтез следует понимать диалектически, т. е. как развитие, как взаимопревращение противоположностей,
как переход противоположностей друг в друга и в новое, высшее состояние. Поскольку сущность и явление не только тождественны, но и различны в своем тождестве, постольку и они переходят друг в друга: явление - в сущность, а сущность - в явление. Иными словами, их различие есть внутренне необходимое условие их синтеза, их взаимоперехода.
Взаимопревращаемость сущности и явления выступает как основное содержание
всего пути познания и в особенности его второй половины, поскольку речь идет о синтезе, единении раздвоенных противоположностей. Мышление отходит от внешности, кажимости и углубляется во внутреннюю природу предмета, просвечивая ее. «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит - если оно правильное .
- от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона
природы, абстракция стоимости
и т. д., одним словом, все научные (правильные, серьезные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее»7.
Сведение явлений к их единой основе, к сущности, открытие закона их существования и развития есть в познании превращение
Смотрите также
Русская философия первой половины XX столетия
Богдан Александрович Кистяковский
(1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...