Сущность и явление
Материалы / Сущность и явление
Страница 5

науке

.

Поэтому, опираясь на данные практики и живого созерцания, познание должно восходить к сущности и за многообразием внешней кажимости явлений открывать их внутреннюю основу, их сущность.

Часто говорят так: сущность познается только абстрактным мышлением. Верно, конечно, что для познания сущности нужно восходить от чувственного созерцания к абстрактному мышлению, к теории. Так, в «Капитале» теоретическое воспроизведение предмета опирается на «монблан» фактов, на обработку колоссального количества эмпирического материала. Это значит, что как в индивидуальном познании, так и в истории познания эмпирическая стадия выступает как необходимая ступень, этап познания. Вместе с тем эта ступень - основа движения мысли от кажимости, явления, единичного к всеобщему, сущности и выражает собою первую половину пути воспроизведения конкретного: от эмпирического накопления отдельных, разрозненных фактов, к их теоретическому обобщению и открытию их внутренне необходимых связей, законов, сущности - таково содержание этого отрезка пути познания, что является, в свою очередь, основой дальнейшего восхождения.

Сущность есть процесс.

В «Капитале» Маркс показывает, что капитал есть не что иное, как самовозрастающая, самодвижущаяся стоимость. Она хотя и сохраняет себя как сущность, свою общую природу как капитал, но в то же время развивается, модифицируется, обогащается. Стоимость как всеобщая сущность всякого товарного и товарно-капиталистического производства есть процесс восхождения, обогащения. Само это восхождение в определенных исторических условиях обеспечило превращение денег в капитал, т. е. превращение стоимости в самовозрастающую стоимость. Мы имеем перед собой ту антиномию, которую не решить никакими формальными средствами: стоимости могут отличаться по величине только, но сущность их одна - стоимость: одна денежная сумма может отличаться от другой только по величине, но сущность одна - деньги; абсолютная и относительная прибавочная стоимость отличаются друг от друга, но сущность одна – прибавочная стоимость. И не «с одной стороны и с другой стороны», а со всех сторон сущность одна.|

Выше было показано, что противоположности единства совпадают, равнодействуют. Однако это вовсе не означает дуализма сущности. Никакого дуализма сущности в действительном мире не существует.

Совпадение, равнодействие противоположностей означает, что каждая из них есть по существу «просвечивание» себя в другом и даже полагание себя как другого. Значение истинной действительности заключается в сущности

одной из них, другая - не имеет значения истинной действительности, поэтому объективная сущность, хотя и противоречива, заключает в себе противоположные тенденции, тем не менее, только одна из противоположностей представляет ее, в то время как другая противоположность подчиняется первой. Одна из них господствует над своей другой, подчиняет ее себе и для себя. Господствующая и подчиненная противоположности совпадают в том, что подчиненная должна быть подчиненной, чтобы могла господствовать господствующая, а последняя должна господствовать, чтобы могла быть подчиненной подчиненная. Таким образом, господство есть в одном и том же отношении подчинение, а последнее - господство.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...