Разумеется, такие последствия развития атомной энергетики, как чернобыльская катастрофа, не всегда можно предсказать. Но необходимо хотя бы пытаться это сделать по отношению к новым проектам, проводить соответствующие исследования, выслушивать мнения оппозиционеров еще до принятия окончательного решения, создать правовые механизмы, регулирующие все эти вопросы.
В развитых западных странах это связано с так называемой «оценкой техники».Так, в 1966 году подкомиссия Конгресса Соединенных Штатов Америки по науке, исследованию и развитию подготовила доклад о непосредственных и побочных следствиях технологических инноваций. В 1967 году председатель этой подкомиссии представил проект закона о создании «Совета по оценке техники». После многочисленных дискуссий, консультаций, критики различных вариантов законопроекта 13 сентября 1972 года президент США подписал закон об оценке техники. Закон, в частности, предусматривал создание Бюро по оценке техники при Конгрессе США (для обеспечения конгрессменов объективной информацией в данной области). Одновременно в Конгрессе был создан Совет по оценке техники и некоторые другие институции, основной задачей которых стало раннее предупреждение негативных последствий техники.
В Германском Бундестаге аналогичная комиссия для оценки следствий техники и создания рамочных условий технического развития была создана в 1986 году с акцентом на обсуждение проблем охраны окружающей среды. В 1989 году было создано Бюро по оценке последствий техники Германского Бундестага, задача которого сострит в улучшении информационной поддержки принимаемых решений и интенсификации взаимодействия между парламентом, наукой и общественными группами. Особый интерес представляют инициативы Союза немецких инженеров (СНИ), принявшего в 1991 году директивы «Оценка техники: понятия и основания», адресованные инженерам, ученым, проектировщикам и менеджерам, то есть людям, которые создают и определяют новое техническое развитие.
В директивах СНИ предлагается расширенное понимание техники (уже не могущей как совокупность артефактов быть квалифицированной как этически нейтральная: 1) как множества ориентированных на пользу, искусственных, предметных формаций (артефактов или предметных систем); 2) как множества видов человеческой деятельности и направлений, в которых эти предметные системы возникают; 3) как множества видов человеческих деятельностей, в которых эти предметные системы используются.
Предполагается, что техническая деятельность всегда содержит как необходимую компоненту оценку техники, и не все, что технически осуществимо, должно быть обязательно создано: техника не является ценностно нейтральной и должна удовлетворять целому ряду ценностных требований (критериям экономичности, улучшения жизненного уровня, безопасности, здоровья людей, качества окружающей природной и социальной среды).
В директивах СНИ дается следующее определение оценке техники: «Оценка техники означает планомерное, систематическое, организованное мероприятие, которое анализирует состояние техники и возможности ее развития; оценивает непосредственные и опосредованные технические, хозяйственные, в плане здоровья, экологические, гуманные, социальные и другие следствия этой техники и возможные альтернативы; высказывает суждение на основе определенных целей и ценностей или требует дальнейших удовлетворяющих этим ценностям разработок; вырабатывает для этого деятельностные и созидательные возможности, чтобы могли быть созданы условия для принятия обоснованных решений и в случае их принятия соответствующими институтами для реализации» (Цит. по: Степин B.C., Горохов ВТ., Розов М. А.
Смотрите также
Русская философия первой половины XX столетия
Богдан Александрович Кистяковский
(1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...