Изобразительное искусство. Основным критерием, определяющим рождение произведения, является стремление воссоздать новую реальность, отказаться от реальности данной. Феномен подмены реальности репрезентируется в языке искусства.
Искусство несет в себе то, что не может быть выражено посредством рационального дискурса, поэтому эстетический объект при транслировании на полотно или в трехмерное пространство наделяется особом знаково-символическим содержание, подчиняясь социально и исторически обусловленным семантике и синтаксису.Таким образом, язык искусства, осуществляя трансляцию знаково-символьной системы, формирует виртуальное поле восприятия и в нем уже превращается в язык виртуальности.
Легенда о зарождении искусства, изложенная Плинием Старшим, отображает важный аспект человеческой психологии в феномене подмены реальности: дочь гончара Бутада из Сикиона, желая сохранить память о возлюбленном, с которым расстается, обрисовала его тень на стене, а Бутад залил внутреннее пространство контура глиной. Так получился первый барельеф. Контур любимого, сделанный неопытной рукой, — первая субституция действительности. Нежелание смириться с расставанием, попытка оставить вещественную память побуждают создать изображение. Но что оно представляет собой? Это новая реальность: изображенный возлюбленный как альтернатива уже сушествующему, но по объективным причинам не находящемуся рядом. Таким образом, искусство подменяет реальность, призывая художника творить, а зрителя воспринимать воссозданный новый мир.
Алкоголь и древние наркотики. Скорее всего человек открыл одурманивающие свойства конопли и мака случайно - при вдыхании дыма во время сжигания растения. Геродот писал об одном из племен побережья Каспийского моря: «Они садились вокруг дерева, бросали в разводимый костер какие-то плоды и опьянялись дымом от этих плодов, как эллины опьяняются вином». Легенды о появлении алкогольных напитков, тоже утверждают что человек получил их случайно, лишь позже алкоголь стал приниматься намеренно для улучшения настроения (при употреблении в малых дозах) и для ухода от реальности (при употреблении в больших дозах). Подобного рода допинги нередко имеют целью (помимо ухода от реальности) достижение «умственного просветления». Но независимо от цели продуцирования подобной реальности природа ее будет виртуальной. Таким образом при принятии определенных средств продуцируется виртуальная реальность.
Религиозный экстаз. Религиозный экстаз, вызываемый для прямого общения с неземным миром, онтологически также имеет целью уход от реальности.
Смотрите также
Русская философия первой половины XX столетия
Богдан Александрович Кистяковский
(1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...