Доиндустриальные продуценты виртуальной реальности.

Изобразительное искусство. Ос­новным критерием, определяющим рождение произведе­ния, является стремление воссоздать новую реальность, отказаться от реальности данной. Феномен подмены реальности репрезентируется в языке искусства.

Искусство несет в себе то, что не может быть выражено посредством рационального дискурса, по­этому эстетический объект при транслировании на полот­но или в трехмерное пространство наделяется особом знаково-символическим содержание, подчиняясь социально и исторически обусловленным семантике и синтаксису.

Таким образом, язык искусства, осуществляя трансля­цию знаково-символьной системы, формирует виртуальное поле восприятия и в нем уже превращается в язык вирту­альности.

Легенда о зарождении искусства, изложенная Плини­ем Старшим, отображает важный аспект человеческой психологии в феномене подмены реальнос­ти: дочь гончара Бутада из Сикиона, желая сохранить па­мять о возлюбленном, с которым расстается, обрисовала его тень на стене, а Бутад залил внутреннее пространство кон­тура глиной. Так получился первый барельеф. Контур лю­бимого, сделанный неопытной рукой, — первая субститу­ция действительности. Нежелание смириться с расставани­ем, попытка оставить вещественную память побуждают со­здать изображение. Но что оно представляет собой? Это новая реальность: изображенный возлюбленный как альтер­натива уже сушествующему, но по объективным причинам не находящемуся рядом. Таким образом, искусство подменяет реальность, призывая художника творить, а зрителя воспринимать воссозданный новый мир.

Алкоголь и древние наркотики. Скорее всего человек открыл одурманивающие свойства конопли и мака случайно - при вдыхании дыма во время сжигания растения. Геродот писал об одном из племен побережья Каспийского моря: «Они садились вокруг дерева, бросали в раз­водимый костер какие-то плоды и опьянялись дымом от этих плодов, как эллины опьяняются вином». Легенды о появлении алкогольных напитков, тоже утверждают что человек получил их случайно, лишь позже алкоголь стал приниматься намеренно для улуч­шения настроения (при употреблении в малых дозах) и для ухода от реальности (при употреблении в больших дозах). Подобного рода допинги нередко имеют целью (по­мимо ухода от реальности) достижение «умственного про­светления». Но не­зависимо от цели продуцирования подобной реальности природа ее будет виртуальной. Таким образом при принятии определенных средств продуцируется виртуальная реальность.

Религиозный экстаз. Религиозный экстаз, вызываемый для прямого общения с неземным миром, онтологически также имеет целью уход от реальности.

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...