В-седьмых, согласно Фейерабенду, при разработке реалистической научной методологии, нужно с большой осторожностью - "спрессовывая" теоретические положения в методологические принципы - относиться к современной науке.
Последняя, по его словам, в большинстве случаев гораздо более глупа и обманчива, чем даже наука XVI-XVII вв. Потеря такой осторожности нередко приводит к тому, что "на практике методологи рабски вторят последним решениями той клики, которая одержала верх в физике", или - добавим - в любой другой частной науке. Налицо достаточно ясные мысли о недопустимости апологетизма и конъюнктурщины в методологических исследованиях, о несостоятельности монополизма в науке, а также того, что методологические обобщения должны быть "квинтэссенцией" всей истории познания в целом, а не отдельных - даже "архиразвитых" наук.В-восьмых, опираясь на обширный материал истории науки, Фейерабенд показывает, что некоторые научные области нарушают "хорошую методологию", "извлеченную" из зрелой науки. Многие выдающиеся ученые сплошь и рядом осуществляли такие "ходы мысли", которые запрещались методологическими правилами. Классическим примером он считает Галилея с его "вольным обращением с понятиями", с его пренебрежением научными нормами, с его "неэмпирическими процедурами". Галилей, по мнению Фейерабенда, нарушает важнейшие правила научного метода (идущие от Аристотеля и канонизированные логическими позитивистами) и добивается успеха именно потому, что не следует этим правилам, не применяет последовательно "каноны научного метода".
Из анализа реальной истории науки философ делает вывод о том, что "не существует правила - сколь бы правдоподобным и эпистемологическим оно не казалось, которое в то или иное время не было бы нарушено. Становится очевидным, что такие нарушения не случайны и не являются результатом недостаточного знания или невнимательности, которых можно было бы избежать. Напротив, мы видим, что они необходимы для прогресса науки".
Фейерабенд считает, что такие достижения как атомизм (древний и современный), коперниканская революция, волновая теория света и ряд других оказались возможными лишь потому, что некоторые мыслители либо сознательно решили разорвать путы "очевидных" методологических правил, либо непроизвольно нарушали их. При этом философ подчеркивает, что такая так называемая "либеральная практика" - это не просто реальный факт истории науки, но она разумна и абсолютно необходима для развития знания. Любопытно, что в качестве такого "нарушителя" он называет Н. Бора, который не считался с требованиями простоты, изящества и даже непротиворечивости теории.
В-девятых, Фейерабенд не является сторонником "методологической эйфории", ибо считает, что методология (или теория рациональности) не является в руках ученых той "волшебной палочкой", с помощью которой они успешно решат все свои проблемы. Это не просто сказка, это ложь, ибо, подчеркивает американский философ, "не существует особого метода, который гарантирует успех или делает его вероятным"1. Тем более, что ученые весьма редко находят правильные решения своих проблем и совершают массу ошибок и бесполезных дел. Факты, логика, методология безусловно важны в науке, но не только они способствуют ее прогрессу. Серьезное влияние на деятельность ученого оказывают не только факты, формальный и математический аппараты, язык и т.п., но и "метафизические" (философские) убеждения, а также его вкусы, эстетические взгляды, мнения друзей и - в целом - те традиции, представителем которых он является.
Смотрите также
Русская философия первой половины XX столетия
Богдан Александрович Кистяковский
(1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...