Введение
Страница 2

Быть может, ни один вопрос сегодня не вызывает к себе такого напряженного, болезненного отношения, как вопрос о возможностях, началах, путях и формах русского национального возрождения.

Откуда это напряжение?

Последние десятилетия нашей жизни многих привели к пониманию давно известной, но вечно пренебрегаемой истины, что для гибели народа совсем не нужно его полного физического уничтожения - довольно лишь отнять у него память, мысль и слово - и душа народа будет убита.

Еще долго история может наблюдать леденящее зрелище роста обездушенного и омертвевшего тела, но в свой срок она становится свидетелем его предрешенного распада.

Такая судьба, по распространенной сейчас оценке, ждет русский народ.

Но этого исхода не может равнодушно стерпеть никакое человеческое сердце, если Россия для него - не только "тюрьма народов". Из этого чувства рождаются и множатся пусть неуверенные, пусть ошибочные пока, но живые попытки нащупать пути спасения народной души, возрождения ее.

В разных группах теперешнего образованного слоя это стремление к национальному возрождению, уже ясно обозначившееся, понимается и принимается по-разному: от безоговорочной поддержки любых его форм до безоговорочного отвращения к самой идее его. Подверженность личности национальным эмоциям, сознательное утверждение ею своего национального бытия унижает ее высшее достоинство, отдает ее свободу во власть слепой племенной стихии, гасит ее разумные стремления в хаосе родовой жизни.

Между тем, поскольку разум осознал и научно обосновал историческую ограниченность национальной общности, всякое излишне настойчивое ее подчеркивание в наши дни, всякое неумное цеплянье за национальное своеобразие служит препятствием грядущему объединению всего человечества, служит силам разделения и реакции.

Целью современного человека, как правильно отмечает Э. Фромм, является обладание. Человек убеждён. Что значит больше, если больше имеет. Поэтому он испытывает антагонизм по отношению к другим людям, всех считает конкурентами, завидует тем, кто имеет больше, боится тех, кто имеет меньше и т.д. и т.п.

Это борьба всех против всех неизбежно стимулирует внутри общества социальную, классовую борьбу, а в международном плане войну между народами. Как подчёркивает Э. Фромм, алчность и мир исключают друг друга.

В погоне за материальными благами человек утрачивает себя, перестаёт быть самостоятельной, автономной духовной сущностью. Этому сегодня способствует и объективное положение вещей: господство больших, анонимных бюрократических организаций. Человек стал придатком технобюрократической машины. Его чувствами манипулирует правительство, индустрия и находящиеся под их контролем средства массовой информации.

Всё это и требует сегодня, настоятельно требует утверждения общечеловеческих ценностей. Развитие человека должно рассматривать как высшую рол, как самоцель.

Собственное счастье человек должен видеть не в том. Чтобы обладать многим, а в том, чтобы быть многим. Он должен стремиться не к власти, не к превосходству над другими людьми, а к солидарности с ними. Он должен не покорять, а беречь природу.

В своё время Гёте заметил, что высший продукт постоянно совершенствующейся природы - постоянно совершенствующийся человек. Ш. де Костер ввёл в финал своей "Легенды об Уленшпигеле" фантастическое ведение, где в огне и крови семь смертных грехов человека превращаются каждый в родственную ему добродетель. "Из пепла возникло семь других образов. Один из них сказал: прежде мне имя было Гордыня, теперь я зовусь - Благородная гордость. Потом заговорили другие, и Уленшпигель и Нелли узнали, сто Скупость преобразилась в Бережливость, Гнев - в Живость, Чревоугодие - в Аппетит, Зависть - в Соревнование, Лень - в Мечту поэтов и мудрецов. А Похоть только что сидевшая верхом на козе, превратилась в красавицу, имя которой Любовь…".

Сегодня этих качеств мало. Сегодня человек должен мыслить глобально. Он должен осознавать свою ответственность за окружающий мир, должен гармонизировать свои отношения с природой, он должен понять. Что цивилизация выступает как органическое единство природы и общества. Он должен осознать, что человечество. Несмотря на государственные, национальные, социальные, культурные различия, едино, едино, как вид, как Homo sapiens; должен понять, что сегодня нужна общая, единая концепция выживания, совместные усилия для спасения и развития природы, культуры, жизни.

Выдающийся мыслитель Т. Д.е Шарден был уверен, что придёт время. Когда каждая личность осознает свою связь с человечеством, когда все люди начнут ощущать, свою жизнь как часть целостной жизни вида, когда поверх всех индивидуально мыслящих "Я" возникнет единый организм человечества, с единым духовным ядром, в котором будет сосредоточен весь запас духовности, выработанный созданный человечеством.

И именно философия, философы должны учить людей пониманию этой задачи, этой цели; они должны учить людей пониманию того, что без свободы, совести, справедливости, солидарности, без равенства шансов, демократии, прав человека и гражданина нет полноценного общества людей, нет человека в подлинном, высоком смысле этого слова.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...