Истоки происхождения пифагореизма
Материалы / Космологическое учение пифагорейской школы / Истоки происхождения пифагореизма
Страница 1

Пифагор как основатель религиозно-философской школы и религиозно-политического союза, названных его именем еще в древности стал легендарной фигурой, полумифической личностью. Сведения о нем полны всякого рода вымыслов.

О нем писали такие известные философы, как Диоген Лаэрций, Порфирий, Ямвлих, Гераклит и т.д. Изучив туманные измышления и легенды, созданные вокруг имени Пифагора, историки философии предполагают, что Пифагор жил в 6 в. до н.э. и был родом с острова Самос. Некоторые древние авторы сообщают, что его отец, по имени Мнезарх, был резчиком по камню. Отсюда можно сделать вывод, что Пифагор принадлежал, по всей вероятности, к торгово-промышленным кругам, а не к родовой аристократии. Говорят также, что Пифагор в возрасте около 40 лет покинул остров Самос, и отправился в путешествие.

Традиция о путешествиях Пифагора отчетливо распадается на два этапа, границей между которыми служит рубеж 4-3 вв. до н.э. Если в 4 в. до н.э. мы имеем лишь два изолированных упоминания о его поездке, причем только в Египет, то позже путешествия становятся непременной чертой жизнеописания Пифагора, а их география быстро расширяется. Таким образом, в нашем распоряжении нет достоверных сведений касаемо путешествий Пифагора, однако, достоверно известно, что после возвращения в Грецию он уехал на юг Италии, в город Кротон, где и основал свое религиозно-политическое сообщество.

О прибытии Пифагора в Кротон сохранилось интересное свидетельство Дикеарха: "Когда Пифагор прибыл в Италию и появился в Кротоне, он расположил к себе весь город как человек много странствовавший, необыкновенный и по своей природе богато одаренный судьбою, - ибо он обладал величавой внешностью и большой красотой, благородством речи, нрава и всего остального. Сначала, произнеся долгую и прекрасную речь, он очаровал старейшин, собравшихся в совете, затем по их просьбе дал наставления юношам, после этого детям, собранным вместе из школ и, наконец, женщинам, когда и их созвали, чтобы его послушать"! О том же говорит и Никомах: "пленил своими речами более двух тысяч человек так, что никто не вернулся домой, но устроив вместе с детьми и женами весьма большую школу, а указанные Пифагором законы и предписания подобно божественным заповедям не преступали ни в чем. Имущество сделали общим, а Пифагора причислили к богам", а Ямвлих свидетельствует, что "Благодаря этим увещеваниям

Пифагора, всеми овладело желание не называть его по имени, и все стали звать его "божественный".

Таким образом, вокруг самосского мудреца сгруппировались преданные ему сторонники, вероятно, в основном из среды аристократической молодежи, которых Пифагор воспитывал в духе своего учения. По словам Исократа, слава Пифагора как воспитателя была настолько велика, что все юноши хотели стать его учениками, а их отцы предпочитали, чтобы они проводили время с ним, нежели занимались собственными делами.

На политическое объединение пифагорейцев существует две точки зрения. В источниках применительно к пифагорейцам стоит термин "гетерия", т.е. такой тип политического объединения, который строится на личных отношениях лидера и его приверженцев (часто ровесников) и не предполагает ни четкой организационной структуры, ни должностных лиц, ни других атрибутов формально закрепленного объединения. Нет никаких сведений о том, что пифагорейское сообщество, совершило в Кротоне государственный переворот и заняло место законного правительства. Но это, конечно, не значит, что Пифагор стоял в стороне от политики. Вероятно, члены пифагорейского общества входили в состав совета старейшин Кротона и пользовались в нем достаточным влиянием, чтобы заставить прислушаться к голосу своего учителя.

Страницы: 1 2 3

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...