Дионисический прорыв
Страница 3

Что может более убедительно свидетельствовать в пользу "внутреннего мира", эзотерического философствования поэзией, мифологией, музыкой, красками, образами? Пожалуй только последний в нашем ряду, совершенно удивительный, таинственный и непревзойденный Заратустра, в котором Ницше попытался растворить самого себя через слова, образы, символы и притчи.

Этот непонятный пророк, коварный "провокатор" моральных исследователей, этот "северный ветер", этот "ходатай Бога перед дьяволом" – насколько он оказался понятым при том или ином взгляде на него? О чем можно говорить, если даже сам великий Томас Манн считал "Так говорил Заратустра" примитивной книгой, написанной под Библию. А что Заратустра? Он по-прежнему беспрестанно странствующий язычник, смеющийся танцор, "дионисическое чудовище", вечно уходящий, незнающий усталости дух, "ребенок", взывающий "толкнуть падающего", "не щадить своего ближнего", желающий гибели человеку, потому что в нем "важно то, что он мост, а не цель", – "здесь в каждом мгновении преодолевается человек, понятие "сверхчеловека" становится здесь высшей реальностью". Заратустра "чувствует себя наивысшим проявлением всего сущего". Заратустра – существо-оборотень, всегда не-здесь, всегда дальше, даже всегда не у себя, "о халкионическом начале, о легких ногах, о совмещении злобы и легкомыслия" которого нельзя говорить без трепетного ужаса.

"Но это и есть понятие самого Диониса", – говорит Ницше. Для Ницше – это одна из ипостасей его самовыражения, проговаривания, проплясывания и распевания, это мгновение его внутренней "белокуробестиальной" сущности .

Удивительное дело – человеческая судьба. Можно усматривать потерю рассудка Ницше 3 января 1889 года как медицинский факт, свершившийся в силу "объективных", физиологических причин, а можно осмелиться предположить, что это закономерность творческая, более того, конечная цель; последнее, – для нас, – но уже окончательное, божественное пристанище неутомимого, таинственного, ослепительного духа, "мученика познания". Для нас – это последнее успокоение его, но как знать, может быть "на самом деле" странствие продолжается?

Страницы: 1 2 3 

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...