Серьезные трудности возникают также и при более подробном рассмотрении идеи становления, вечного изменения, "текучести бытия". Очевидно, что Ницше заимствовал этот тезис у симпатичного ему учения Гераклита, используя в своей концепции наименее поэтичную или мифологическую его форму.
Однако даже в столь знаменитом высказывании "в одну и ту же реку нельзя войти дважды" понятие изменения, движения, текучести может быть дано лишь посредством сравнения двух отдельных этапов процесса ("дважды"!!). Таким образом, для разума всякое движение рассматривается как переход от одного к другому, где самым непонятным является собственно "переход", а не "одно" или "другое". Разумно было бы спросить, может быть и нет перехода, если его невозможно представить иначе, нежели в качестве третьего предмета между двумя предыдущими? Однако тогда исчезает сам факт различия между предметами, ибо сам предмет и то, чем он не есть – уже переход от первого ко второму. Тем самым, в очередной раз кажущаяся онтологическая чистота идеи становления раскрывается в виде зависящей заранее от свойств предикативно-представляющего сознания. Что и требовалось доказать. Следовательно, сама конструкция воли к власти, какую бы маску она на себя не надевала, является очередной метафизической системой, сохраняющей все традиционные ее качества: аксиоматический принцип, метод построения, категориальный аппарат, трансцендентальный критерий истинности.Осталась система, сам же Ницше уже далеко; он снова "схвачен" нами в качествах и свойствах, предоставив им обязанность платить по счетам. Видимо действительно " . есть что-то трогательное и внушающее глубокое уважение в невинности мыслителей, позволяющей им еще и нынче обращаться к сознанию с просьбой, чтобы оно давало им честные ответы . "
Смотрите также
Русская философия первой половины XX столетия
Богдан Александрович Кистяковский
(1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...