С Античности формируется малая наука.
В позднем средневековье (феодальное) формируется большая наука.
СТОТ – технические средства усиливают рецепторы и анализаторы человека. Именно в большой науке субъектно-субъектные отношения устойчивые (в малой – временные).
Решение Юмом субъектно-объектных отношений. Юм был субъективным идеалистом. Согласно Юмму объект познания реально не существует, а существует лишь в ощущениях и познаниях субъекта.
Весь процесс познания, утверждает Юм, ограничен чувственным восприятием. Человек познает мир с помощью ощущений, восприятий и представлений. В чем агностицизм Юма?: что наши ощущения дают нам неверные изображения об изучаемых объектах.
Кант утверждал, что объект познания существует реально. Сколько бы не познавали объект, в объекте всегда остается нечто непознанное; следовательно, можем ли мы до конца познать объект? Если бы объект не изменялся, то можно. Кант утверждал, что процесс познания представляет собой единство чувственного и рационального. Человек познает мир с помощью ощущений, восприятий, представлений, а также с помощью понятий, суждений и умозаключений. Кант утверждал, что процесс познания начинается с опыта. Но для опыта у человека существует врожденное знание о объекте. Это звание априорное (доопытное).
Диалектика -
философское учение о развитии и всеобщей связи (принципы, законы, категории.)
Формируется в античности. Философы античности утверждали, что в мире находится в развитии движение и изменение.
Существует 3 основных элемента
диалектики: принципы, законы, категории
3 принципадиалектики: объективности, целостности, всеобщего развития.
Принцип объективности направлен против субъективного толкования диалектики. Мир, который нас окружает, развивается независимо от воли и желания людей.
Принцип целостности – указывает на то, что мир представляет собой определенную систему взаимосвязанных элементов, среди которых есть основные системообразующие элементы. Единство мира заключено в его материальности. Живая материя: животные, растения, люди. Физические: камни.
Принцип всеобщего развития является принципом диалектики. Указывает на то, что мир находится в постоянном развитии, движении, изменении; взаимосвязи и взаимной обусловленности.
Законы
диалектики:
1.Закон единства и борьбы противоположностей
(основной); Раскрывает источник развития.
2. Закон взаимного перехода качественных и количественных изменений
; Раскрывает механизм развития, т.е. указывает на то, что постепенное накапливание количественных изменений в итоге приводит к новому качеству. Границы меры. До нее – количественные изменения, после – качественные изменения.
3. Закон отрицание отрицания
. Характеризует поступательный спиралевидный характер развития, указывает на направленность развития.
Теория развития по замкнутому кругу.
Античность
Теория восходящего развития – в новое время.
В связи с бурным развитием производства.
Но спады в производстве и другая концепция – спада развития
Нисходящая.
И далее концепция спиралевидного развития. Наиболее предпочтительная.
Категории диалектики
Любое понятие имеет свой объем.
Всеобщее: Дерево Общее: Хвойное (лиственное) Частное: ель, сосна (береза)
Смотрите также
Русская философия первой половины XX столетия
Богдан Александрович Кистяковский
(1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...