Процесс появления нового — характерная черта особой формы движения или изменчивости, называемой развитием. Вместе с тем появление нового, принципиально отличающегося от всего, что было раньше, имеет особое значение для понимания исторической судьбы человечества.
Если новое в общественной жизни было бы невозможным, то все страдания, вся борьба людей за более разумную и справедливую жизнь были бы просто лишены смысла.Различные формы развития в той или иной мере давно привлекали внимание людей наряду с представлениями о хаотичности, неизменности или вечной повторяемости явлений и процессов в природе и обществе. Со временем были обнаружены веские доказательства того, что развитие существует объективно. Различные науки показали, что развиваются Вселенная, живые организмы, общество, Земля, Солнечная система, техника, наконец, развивается сам человек, его мировоззрение, его познание. Но ни одна из научных дисциплин не рассматривала развитие в его всеобщности. Рассмотрение развития как всеобщей универсальной категории, отражающей одну из важнейших особенностей и магистральных линий, проходящих через все формы движения, составляет задачу философии, а точнее, особого философского учения, или теории, называемой диалектикой.
Как и всякая подлинно научная теория, диалектика должна сформулировать свои основные законы и определить входящие в их состав понятия. Диалектическая гибкость понятий, их подвижность и изменчивость совсем не означают, что фундаментальные понятия, или категории диалектики, могут быть неопределенными, неясными, расплывчатыми. Важнейшей из таких категорий является категория развития. Понятие развития выделяет из общей массы изменений такие, которые связаны с обновлением системы, с ее внутренним структурным и функциональным изменением, превращением в нечто новое, иное. Причем в случаях развития речь идет не одноразовых, а о нарастающих, развернутых во времени поступательных качественных трансформациях системы. Для характеристики того или иного процесса как развития, как правило, требуются довольно большие периоды времени, позволяющие судить о тенденциях, направленности изменений. Кумулятивный характер развития – накопление новообразований – необратимо уводит систему от её исходного состояния. Последующие, в том числе конечные, состояния развивающихся систем всегда качественно отличаются от исходных. В процессе развития последовательно сменяют друг друга фазы, ступени процесса, закономерно изменяется уровень организованности системы.
Различные науки изучают различные виды развития. Ясно, что развитие в живой природе отличается от развития космологического, включающего возникновение и последующее изменение Вселенной. Точно так же развитие отдельного человека отличается от развития общества в целом или одной страны. Несмотря на все эти различия, люди умеют каким-то образом отличать развивающиеся процессы и явления, в какой бы форме они ни происходили, от всех других, неразвивающихся. Черты и особенности, характерные для любой формы и вида развития, как раз и схватываются, отражаются философской категорией развития. По мере того как углубляются и расширяются наши знания относительно законов диалектики, и наше понятие развития становится более тонким и сложным. Но для того, чтобы начать обсуждение основных законов диалектики, каждому необходимо иметь какое-то предварительное понимание развития. Оно выделяет и фиксирует особенности развития, отличающие его от всех других форм движения и изменений, происходящих в мире. Эти основные черты и особенности всякого развития заключаются в следующем:
1) в процессе развития, в отличие от других форм движения, появляется нечто новое, не существовавшее ранее;
2) процесс развития необратим;
3) каждый конкретный процесс развития имеет свои собственные источники и присущую ему форму;
4) развитие имеет направление во времени: от прошлого через настоящее к будущему;
5) каждый момент или этап этого процесса развития обусловлен предшествующим состоянием и в свою очередь обусловливает последующие состояния.
Перечисленные признаки развития, рассматриваемого во всеобщей форме, образуют содержание философской категории развития. Именно эта категория лежит в основе диалектической концепции развития, то есть разработанного, аргументированного, опирающегося на достижения науки философского учения. Утверждение, что развитие представляет особый, регулируемый объективными законами вид движения, присущий природе, обществу и мышлению, образует принцип развития.
Утверждение, что мир в целом представляет собой единое связанное целое, то есть особую систему, включающую как природу, так и человека, и что важнейшие явления и процессы, с которыми сталкивается человек в теоретической и практической деятельности, также представляют собой различного рода системы, образует принцип системности.
Смотрите также
Русская философия первой половины XX столетия
Богдан Александрович Кистяковский
(1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...