Ильин обнаруживает корни монархической идеи в патриархальной психологии, для которой непререкаема власть отца как высшего авторитета в вопросах семейного быта и хозяйства. Монарх — такой же отец, но только большего масштаба.
Сам Бог — это тоже отец, но уже высшего ранга, являющийся прародителем всего сущего. Религиозная, теоцентрическая и мифологическая природа монархического сознания проявляется в его особом, иррационально-интуитивном восприятии мира, жизни, истории, политики не как игры случайностей, но как следствий воздействий провиденциальных, неземных сил. Монархическое правосознание иерархично, т.е. его носители чтут культуру ранга и субординации в человеческих отношениях. За признанием иерархии стоит потребность искать качественные преимущества и по достоинству оценивать их. Наивысшее качество — это совершенство. Именно совершенство как абсолютную степень качества человек чтит в Боге. В прошлом все воспитание устремлялось к тому, чтобы научить человека мерить абсолютным совершенством Бога собственное несовершенство. Это предостерегало людей от чрезмерной гордыни, самоуверенности и самовлюбленности.Люди по своей природе и по своим духовным свойствам не равны и полностью уравнять их никогда никому не удастся. Монархическое правосознание признает разнокачественность людей и считает, что и права у них должны быть разными. Если индивиды различаются характером наследственности, одаренности, интеллекта, воли, воспитания, то для лучших должны существовать справедливые привилегии.
Монархическое правосознание выступает против всеобщего избирательного права, поскольку, с его точки зрения, существует много глупых и необразованных людей, чьи голоса и непродуманный выбор принесут только вред государству.
Монархическое правосознание изначально консервативно. Оно дорожит древними традициями, стремится к новаторству, не склонно к радикальным формам и идет на них лишь тогда, когда они действительно назрели.
Монархическое правосознание исполнено достоинства и самоуважения, что позволяет ему повиноваться высшим и лучшим без унижения. Оно добровольно приемлет необходимость дисциплины и правовых ограничений своей деятельности. Жизнь для него - не раболепная служба, а творческое служение.
Там, где в силу тех или иных причин в народе слабеет потребность в олицетворенном, освященном восприятии государственной власти, монархический склад правосознания перестает доминировать и уступает место республиканскому.
Республиканское правосознание тяготеет к растворению личности индивидуального начала в коллективном. Ему во главе государства нужна не персона, а рядовой политик из числа обывателей, избираемый на определенный срок премьером или президентом.
Республиканское правосознание тяготеет к рассудочному толкованию мира, истории, государственности. В отличие от геоцентрического монархического сознания оно антропоцентрично, рационалистично и убеждено, что человеческая воля выше «природы» и «судьбы». Не случайно оно, как правило, презирает тех, кто склонен к религиозному поклонению.
В школе монархическое правосознание устанавливает строгий порядок с непререкаемым авторитетом преподавателей, военной гимнастикой и суровыми взысканиями. Республиканское же правосознание предпочитает субординации «координацию», пытается внести максимум товарищеского духа в отношения учеников с учителями. При этом если у детей высокий нравственный уровень, а у преподавателей - много жизненного опыта, культуры и такта, это дает хорошие плоды. Но если ничего этого нет, школьное дело гибнет.
В армии принцип монархического единовластия уместнее, чем где бы то ни было. Без подчинения, субординации, дисциплины армия не боеспособна. Когда в России в феврале 1917 г. на армейские структуры попытались перенести принципы республиканской идеологии, ограничив права командиров, учредив их избирательность и подотчетность солдатам, армия молниеносно разложилась.
Отдавая в своем труде явное предпочтение монархическому правосознанию, Ильин не считает подобную ориентацию архаичной. Он убежден, что за ней стоят тысячелетние традиции мировой цивилизации.
Смотрите также
Русская философия первой половины XX столетия
Богдан Александрович Кистяковский
(1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...