Введение

Ещё не существовало в мире такого общества, члены которого не проявляли бы агрессии. И, к сожалению, в современном обществе, это наиболее очевидно. Все средства массовой информации изобилуют сообщениями насыщенного деструктивного характера.

В последнее время не снимается почти ни одного фильма, в котором бы не нашлось место "батальным сценам". Да и выходя на улицу, очевидно, что даже наше непосредственное окружение полно красноречивых сцен: кровавые драки, ограбления и убийства. Подростки избивают своих более незащищенных сверстников, с удовольствием снимая сцену избиения на видео и, затем, размещают на всеобщее обозрение в Интернете. Можно и дальше приводить без исчисления примеры агрессивного поведения, в современном обществе в них нет недостатка. Общество с ужасом и отвращением констатирует рост агрессии. Агрессия пугает, отталкивает, нам всем хочется жить в согласии друг с другом, мы стараемся избегать конфликтных ситуаций. На словах все без исключения против насилия. Однако на деле все обстоит иначе. Откуда же взялось это противоречие? Что движет человеком, совершающим насилие? Находится ли он в этот момент в состоянии аффекта или наоборот, его действия продуманы до мелочей? Противостояние добра и зла интересовало мыслителей всех времён. Феномен агрессии интересовал учёных разных областей, не только психологов, а задолго до этого и философов. Понимая пагубность деструктивного поведения, не удивительно, что учёные и исследователи создали множество теоретических подходов, каждый из которых рассматривает механизмы возникновения и предотвращения агрессивного поведения.

Существует биологическое и психологическое объяснение агрессивного поведения и его возникновения. Биологическое объяснение включает в себя три подхода: этологический (агрессия, как внутренняя энергия), социобиологический (агрессия, как продукт эволюции) и генетика поведения[1] (агрессия, как наследственная предрасположенность). Психологическое объяснение включает семь точек зрения на проблему: психоанализ Фрейда (агрессия, как инстинкт разрушения), фрустрационная теория агрессии (агрессия, как целенаправленное побуждение), когнитивный неоассоцианизм (агрессия, как реакция на отрицательные эмоции), модель переноса возбуждения (агрессия подкрепленная нейтральным возбуждением), социально-когнитивный подход (агрессия, как функция переработки информации), теория научения (агрессия, как возникающая в результате научения, путем закрепления и подражания), модель социального взаимодействия (агрессия, как результат принятия решений). Данная, наиболее полная классификация подходов к проблеме агрессии была дана Барбарой Крэйхи. [2]

Из множества вышеизложенных подходов к поставленной проблеме я хочу рассмотреть два наиболее фундаментальных. Это этологический подход Конрада Лоренца и психоаналитический подход Зигмунда Фрейда. Однако прежде чем перейти к основной теме данной работы необходимо пояснить, что же такое агрессия.

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...