Учение Конфуция (в китайском написании Кун Фу-цзы) относится к концу VI — началу V в. до н. э. Конфуций преклонялся перед древними книгами и вообще перед стариной. Значительную часть своей жизни он их упорядочивал, а также составлял комментарии к «Книге перемен».
Конфуций был виднейшим мыслителем своего времени и основал школу конфуцианства. Движущим мотивом воззрений Конфуция является этическое начало, которое находит свое выражение в соответствующих его высказываниях и поучениях. Во II в. до н. э. принципы конфуцианства были канонизированы. Сам Конфуций был обожествлен.Для Китая конфуцианство имело то же значение, что для Индии ведизм. Оно стало важнейшей ортодоксальной школой.
Конфуцианцы — общественники. Они не удовлетворены существующими порядками и хотят, чтобы общество изменилось в лучшую сторону. Но позитивную модель этих изменений они видят не в грядущем, а в образцах добропорядочной старины. Вот почему в конфуцианстве, в отличие от даосизма, большое значение придается ритуалу, этикету, традиции.
В соответствии с такими представлениями Конфуций разработал учение «о благородном муже» (входящем в круг людей, реально управляющих государством). «Благородный муж» следует Ли (см. Толковый словарь к теме), являя собой нравственный пример нижестоящим. В своих желаниях он не алчен, а в величии не горд. Когда верхи следуют Дао, то народ не ропщет.
«Ученик спросил Учителя: „Можно ли одним предложением выразить правило, которому необходимо следовать всю жизнь?" Учитель ответил: „Можно. Чего лаешь себе, того не делай и другим"».
«Учитель сказал: „Благородный муж думает о долге, а мелкий человек — о выгоде"».
«Учитель сказал: „Не беспокойся, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей"».
Конфуций говорил, что без Ли невозможен общественный порядок, а значит, и процветание в государстве: «Нет Ли — значит нет различий между государем и подданными . Ли — установленный порядок вещей».
Учение Конфуция можно было бы назвать патриархальной концепцией общества. «Книга перемен»
Философия «Книги перемен» (около VI в. до н. э.) совмещает и согласовывает в себе родовые и цивилизационные запросы. «Книга перемен» в традиционном виде имеет графико-иероглифический состав. Особую роль играет символика графических черт: Ян (цельная черта), Инь (прерванная). Система категорий (их толкование) выстраивается в порядке смены космологических циклов Дао. По системе «Книги перемен» человек может пытаться вычислить благоприятный либо неблагоприятный исход грядущих событий.
Важно, что истина здесь логически не доказывается, а ложь не опровергается. Основная цель системы — гармонизовать жизнь
Поднебесной (т. е. самого Китая) по ритмам «инь-ян» Дао, которые выводятся из его архетипических глубин на поверхность человеческого сознания.
Профессионалы-китаеведы говорят, что «Книга перемен» находится едва ли не на первом месте среди классических книг конфуцианства. Но они же указывают, что «Книга перемен» вплоть до наших дней пользуется славой темного и загадочного текста, комментаторы которого нередко расходятся в его истолковании.
Смотрите также
Русская философия первой половины XX столетия
Богдан Александрович Кистяковский
(1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...