Приведем пример: как верующий иудей, Филон был монотеистом - Един Бог и Един творец, стоящий у истоков этого мира. Эти идеи он черпал в Священном Писании. Но как человек воспитанный на греческой культуре и греческих школах, он не мог примириться с тем, что Бог Пятикнижия представлен исключительно унизительно: Яхве гуляет по эдемскому саду, обоняет фимиам.
Разве это приличествует величию могучего, трансцендентного Бога? Филон пытается снять это недоразумение и ищет соответствующие объяснения. Какие? Что он делает?Он внимательно рассматривает все ветхозаветные сюжеты, где Иегова изображен неподобающим образом, то есть антропоморфически, и не задумываясь о последствиях относит их к мистическим аллегориям. И наоборот, те места Библии, где можно было усмотреть хоть малейшее сходство с суждениями древнегреческих философов о Боге, Филон целенаправленно интерпретирует их в терминах платонизма, пифагореизма и стоицизма. Например, Филона впечатлял эпизод в книге "Исход", где о Боге говорится как о "Сущем". Это определение казалось ему единственно правильным, да к тому же оно вполне соответствует представлениям Платона о Божестве. У Бога нет и не может быть имен, ибо Он совершенно иной - ни с кем и ни с чем не сравнимый.
Таким образом, Бог Библии, в силу своей ущербности, получил благодаря Филону новые эллинистические по звучанию, философские по смыслу атрибуты.
Историк философии Филипов делает в этой связи замечательный вывод: «При такой склонности к аллегории . (с. 246) и символизму, Филон может смело оставаться поклонником Иеговы и в то же время приблизиться к тому понятию божества, которое было выработано в греческой философии Сократом и Платоном.» Будучи азартным любомудром, а не ответственным богословом, он - с этим трудно не согласиться - сознательно пришел к тотальной аллегоризации Священного Писания, которая в отдельных моментах достигла самых невероятных абсурдных границ.
Например, Филон влюблен в пифагорейско-платоническую теорию чисел и потому, приспосабливает, не задумываясь, эту теорию к библейским событиям и числам. Авраам вошел к Агари через 10 лет после прибытия в Ханаан, это значит, что в этом сказывается совершенство числа 10; число 5 указывает на область чувств и этим объясняется тот факт, что Бог сотворил животных именно в пятый день. Число 9 - это символ спора, так как против Авраама враждовало именно 9 царей.
И вновь возникает вопрос: на каком основании? Чем вызвано такое толкование?
Основания находились. Аргументы выставлялись. Одним из немногих, подчеркиваю немногих, был связан с особой природой библейского повествования, с его простотой, обыденностью, незатейливостью. Образованная александрийская публика, которая уже была приобщена к аллегорическому методу, с пренебрежением относилась к Пятикнижию Моисея, которое выглядело достаточно банально и простовато. Филон решил спасти ситуацию и по примеру александрийских филологов, уже применявших аллегорический метод к античной мифологии, в частности, к гомеровским поэмам, стал использовать этот метод к библейской мифологии, чтобы придать ей глубину. (с. 47 Майоров прав, что «предметом »)
Он стал утверждать, что простота Пятикнижия это есть ни что иное, как форма иносказания, которую сознательно избрал Моисей, чтобы под личиной мифа и исторического повествования сокрыть от непросвещенных духовный смысл. Поэтому не стоит спешить с выводами и оценками. Напротив, нужно научиться искусству постижения божественной мудрости, которая доступна по преимуществу посвященным. Одним из таких избранных Филон считает именно себя. И хотя искусство толкования не есть дело голого разума, а дается по осенению свыше, постижение сакрального смысла столько же мистический, как и рациональны процесс.
Естественно у вас, наверное, возникает вопрос: что это за метод, который не укоренен и не обусловлен текстом библии. Насколько он объективен и вообще допустим. Вопросы резонные и по существу. Вот только четких однозначных ответов здесь нет и быть не может. Парадоксальность филоновского метода опять-таки можно отчасти объяснить тем, что иудейский мыслитель был воспитан и взращен греческой философией, которая с его точки зрения была заимствована у иудейских мыслителей. Здесь сокрыта сермяжная правда. Вот почему он не видит ничего предосудительного в том, чтобы использовать философские теории для толкования Священного Писания. По существу, Филон как библеист - интерпретатор выступает не столько как ответственный экзегет, сколько как безответственный философ. Конечно, эту безответственность можно и нужно понять, но едва ли ее можно оправдать. К несчастью библейская экзегеза, которая еще не родилась. Была цинично удушена философскими спекуляциями Филона. И во многом из-за того, что александрийский мудрец исходил из целого ряда априорных убеждений и ложных попыток. Однако это его не смущало, и он беззастенчиво и спокойно, не задумываясь о последствиях, которые принесли немало бед христианскому богословию, унаследовавшему его метод, отдавался стихии богословского любомудрия. Филон не задавался вопросом, насколько вообще допустима подобная интерпретация, лишенная четких библейских критериев.
Смотрите также
Русская философия первой половины XX столетия
Богдан Александрович Кистяковский
(1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...