Философия Древнего Востока
Материалы / Философия Древнего Востока
Страница 14

Таким образом, мы находим, что учение Ватсьяяны представляет собой индийский гедонизм лучшей его разновидности. Весьма возможно, что мыслителям именно этого направления и присвоено наименование «ученых гедонистов» (сушикшита-чарвака).

Задание третье

Сравните изученный материал с античной философией того же времени (

VI

IV

вв., до н.э.) и заполните следующую таблицу.

Философия

Школы и их представители

Основные понятия и принципы

Характерные черты, особенности

Древнеиндийская

Буддийская, Сиддхартха Гаутама (Будда)

«Атомарные» элементы бытия, «чистая мысль», учение о «4 благородных истинах».

Против преобладания внешних форм религиозной жизни, отрицает потусторонность освобождения, нет души как неизменной субстанции, человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и безусловно высшего существа.

Джайнская, Вардхамана

Ведийский реализм

Реалистическая классификация бытия, а также теория познания с ее знаменитыми доктринами сьяд-вады и саптабханги, ее семеричный способ предикации и ее аскетическая этика.

Миманса

Обрядовая сторона Вед

Систематизация правил истолкования ведийских текстов, притом преимущественно связанных с торжественным, «официальным» ритуалом; разрабатывается, в полемике с буддистами, теория познания мимансы, в которой Веда, как сакральное слово, противопоставляется другим средствам познания в качестве единственного источника знания религиозного долга – дхармы, а также обосновывается своеобразное учение о вечности (несозданности) слова.

Веданта

Мистическая сторона Вед, концепция Брахмана-Слова, в которой источником бытия признается онтологизируемая «речь» (шабда), а вся видимость бытия объявляется результатом действия ее «потенций» (категории бытия, времени, пространства, действия и т.д.).

Обосновывается положение о реальности только неизменного Бытия, объявляется весь видимый мир в конечном счете иллюзорным, нет различия и между индивидуальной душой (Атман) и Вседушой (Брахман), и первая обнаруживает эту тождественность в акте особого прозрения.

Санкхья

Пуруша, пракрити

В семидесяти двустишиях выкристаллизовались древние учения о дуализме чистого субъекта и первоматерии всех феноменальных форм, последовательности исхождения из нее других начал космоса, представлены классификации состояний сознания индивида, объяснения его перевоплощений и «освобождения», опирающиеся здесь уже на «выверенную» теорию познания.

Йога

«Менталитет», «мыслительное вещество», ишвара.

«Обособленность» духовного начала.

Ньяя

 

Подробная классификация источников знания, основных этапов познавательного процесса, способов дискуссии и логических ошибок, но также и обоснований субстанциальности духовного начала (Атман), объективности времени и пространства, целого помимо частей и ряда других основоположений реалистической онтологии.

Вайшешика

«Потенция», «непотен-­ция», «общее-в-особен­ном», «небытие».

Базировалась на метафизике шести категорий бытия (субстанция, качество, действие, общее, особенное, «присущность»), которая служила и своеобразным онтологическим введением в ее физику, формулируется атомистическая концепция мира, вводится божество-демиург.

Чарвака, Брихаспати

Теория наслаждений, «Кама-сутра»

Отвергая авторитет вед и проповедуемые ими принципы локаята считает истинным постигаемое лишь непосредственным восприятием, существующим только этот мир (лока), единственной реальностью материю, целью человеческого существования достижение наслаждения.

Древнегреческая

Циники, Антисфен

«Жить согласно природе».

Счастье – возвращение в мир природы.

Милетская, Фалес, Анаксимандр,

Анаксимен

Вопрос о сущности мира, материализм.

Мир как мате­риальный, они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен.

Элеаты, Ксенофан, Парменид

Бог как сущее, отличное от людей, совершенное еди­ное бытие  

Бог становится поня­тием, символизирующим неограниченность и бесконечность (как в пространст­венном, так и во временном отношении) материального мира. При этом уни­версальное бытие понимается им как вечное и неименное. Из действительного мира, из области бытия полностью ис­ключается движение.

Пифагорейская, Пифагор

Взаимоотношения чисел.

Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей.

Скептики, Пиррон

Безрадостность земного существования, отсутствие привязанностей

В основе лежит основополагающий принцип скептицизма, сомнение во всем должно было избавить людей от ненужных забот, тревог и заблуждений,

Софисты, Протагор

Ничего не существует в этом мире.

Высказывания не наполнены содержанием, а представляют пустые рассуждения, не приводящие к какой-либо цели. Предметом рассуждения служат какие-нибудь незначительные факты, совершенно не заслуживающие внимания. Мышление в силу этого оказывается совершено бесплодным. Бесконечные и бессодержательные рассуждения не приводят к цели. Все высказывания построены правильно, но лишены конкретного смысла

Эпикурейцы, Эпикур

Главная проблема человечества – страх; Цель жизни - удовлетворение низменных страстей и получение низкопробных удовольствий.

Истинная радость заключается в ограждении себя от этого жестокого мира и ухода в прекрасный уединенный сад, где можно получать удовольствия посредством удовлетворения вкуса (прекрасная еда), посредством слуха (музыка, беседа), зрительных восприятии (красивые пейзажи), посредством любовных наслаждений. Жить в угоду только себе, не обращая внимания на других.

Стоики, Зенон

Идеал – сверхчеловек – мудрец, который сам в себе содержит божественное, слившись с космическим Логосом. «Ваше счастье — не нуждаться в счастье».

Цель человека — освободиться от всех привязанностей, отказаться от семьи, друзей, желаний. У него должны отсутствовать радости, переживания, страх и любовь.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...