ТЕРМИН ПОНЯТИЯ |
Содержание ПОНЯТИЯ |
Абсолют - ( Философский энциклопедический словарь ⁄ ред. кол. С.С. Аверинцев, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1989. - с.5) |
(от лат. аbsolutus - безусловный, неограниченный), понятие идеалистической философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное, и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию |
Абсолютный дух - ( Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник - 4-е изд. перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007. - с.126) |
в философской системе Гегеля заключительное звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи |
Абсолютная идея - ( Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. - М.: Академический проект, 2004 - с.21) |
основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную и конкретную всеобщность |
Абсолютная истина - ( Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. - М.: Академический проект, 2004 - с.25) |
означает полное, исчерпывающее знание о всей действительности, которое практически недостижимо и выступает лишь как цель научного познания |
Антитезис- (Философский словарь / под ред.И.Т. Фролова - 6-е перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - с.15) |
переход в противоположность, отрицание (входит в состав схемы диалектического развития) |
Антропологизм - ( Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 1999. - с.431) |
(греч. anthropos - человек), философская концепция, представители которой усматривают в понятии человека основную мировоззренческую категорию, более важную, чем понятия материи и сознания, исходя из которой только и можно разработать представления о природе, обществе, мышлении. |
Диалектика - |
(греч. dialegomai - веду беседу, рассуждаю), наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями. |
Объект - ( Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов - М.: Академический проект, 2004. - 320с) |
(от лат. objectum - предмет), философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект. |
Триада - ( Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов - М.: Академический проект, 2004. - 320с) |
(от греч. Trias - род. triados - троица), философский термин, означающий тройственный ритм движения бытия и мышления. В немецкой классической философии (особенно у Гегеля) становится основной схемой диалектического развития: тезис (исходный момент), антитезис (переход в противоположность, отрицание), синтез противоположностей в новом единстве (снятие, отрицание отрицания). |
Идеализм - ( Под общ. ред. Блауберга И.В., Пантина И.К. Краткий словарь по философии - М.: Политиздат, 1982. - 100с) |
противоположная материализму философская ориентация, которая исходит из первичности духа, сознания и рассматривает материю, природу как нечто вторичное, производное. |
Самосознание - ( Золкин А.Л. Философия: учебник для студ. вузов - М.: ЮНИТИ, 2005 - с.182) |
сознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности |
Синтез- ( Спиркин А.Г. Философия: учебник. - М.: Гардарики, 1999. - с.435) |
соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания |
Тезис - (Философский словарь / под ред.И.Т. Фролова - 6-е перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - с.256) |
в философии Гегеля это исходный момент в процессе диалектического развития, составляющий вместе с антитезисом триаду |
"Феноменология духа" - ( Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Владос, 1995. - с.124) |
часть философской системы Гегеля, где рассматриваются последовательно сменяющие друг друга конкретные формы проявления абсолютного духа, этапы его исторического развития. |
Смотрите также
Русская философия первой половины XX столетия
Богдан Александрович Кистяковский
(1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...