Философия “всеединства” как попытка создания всеобъемлющего мировоззрения
Материалы / Философские взгляды В. Соловьева / Философия “всеединства” как попытка создания всеобъемлющего мировоззрения
Страница 3

Соловьёв находил, что якобы имевшее место приглашение Рюриковичей на Русскую землю оказалось мудростью и самоотвержением предков, поскольку позволило прекратить междоусобные разногласия и собрать Московское царство, превратившееся впоследствии во всероссийское.

Действия Петра I Соловьёв относил к подлинно патриотическим, потому что его реформы не лишили народ самобытности, а, наоборот, способствовали ее проявлению. Без реформ Петра Великого “ .конечно, не было бы у нас ни Пушкина, ни Глинки, ни Гоголя, ни Достоевского, ни Тургенева и Толстого, ни западников, ни славянофилов .”.

Только национальное самоотречение, по мысли философа, а не национальное самолюбие дало русскому народу образовательные средства для совершения им всемирно-исторической задачи.

На новом этапе развития российского общества Соловьёв под самоотречением видел отказ от православной исключительности и установление непосредственного взаимодействия с католической церковью, которая как внешняя сила якобы должна была дать импульс для решения многих духовных проблем России. Он считал, что “ .для духовного обновления России необходимо свободное и открытое общение с духовными силами церковного Запада”.1

Выступая за отмену российским правительством всяких ограничений для взаимодействия католицизма и православия, он считал, что в общении должен победить сильнейший. И если у православия не окажется сил противостоять католицизму, так есть ли нужда его защищать? Так ставил вопрос Вл. Соловьёв.

Присущая Соловьёву свободная постановка проблем развития России и русского народа, произвольная интерпретация его истории не находили понимания в российском обществе как в официальных кругах, так и в среде интеллигенции, а тем более в религиозных кругах. Хотя по существу Соловьёв пытался по-своему решить проблему кризиса православия, который заметно проявлялся, в частности, в отходе образованных людей от религии1.

В письме императору Александру III К.П. Победоносцев писал, что совершенно обезумевший Вл. Соловьёв своими деяниями только способствует ослаблению и развалу Российского государства. Император, согласившись с таким заключением, добавил, что философ является «чистейшим психопатом». Священный синод запретил Соловьёву выступать по церковным вопросам. Этическая и эстетическая концепция. В этической концепции Соловьёва первоосновами нравственности выступают стыд, жалость (сострадание) и благоговение. Все этические категории являются модификациями этих “первичных” нравственных чувств. Предметом нравственной философии является понятие добра как правды. Смысл жизни — в служении добру, в его “историческом делании” и оправдании.

Соловьев выступал за уважение “нравственного достоинства личности”, за неотъемлемое право каждого человека на собственное развитие “своих положительных сил”.

Никакой человек ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться как средство для каких бы то ни было посторонних целей — он не может быть средством или орудием ни для блага другого лица, ни для блага целого класса, ни, наконец, для так называемого общего блага, т.е. блага большинства других людей.

Взаимные нравственные обязанности должны соблюдаться не только между отдельными людьми, но и между народами, что требует необходимой взаимосвязи политики и морали.

Совершенное добро, к которому должен стремиться человек, есть добро не для отдельной личности, а для всего человечества. Проблема отношения личности и общества ставится Соловьёвым в связи с задачей исторического процесса как совместное осуществление добра. На это направлена деятельность государства. В праве, по Соловьёву, закрепляется принудительное требование минимального добра — “минимум нравственности”, обязательный для всех. Однако идеал совершенного добра дает только христианство, оно указывает человеку его абсолютную задачу.

Целью христианской политики, считал Соловьёв, должно быть уничтожение экономического рабства и эксплуатации человека человеком, достижение справедливой организации труда и распределения и т.п.

Страницы: 1 2 3 4

    Смотрите также

    Русская философия первой половины XX столетия
    Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920) родился в семье профессора уголовного права Киевского университета. Получил юридическое образование в Германии. Преподавал в Московском и Киевском универ ...